zhab: (Default)
[personal profile] zhab
Часть вторая. "Союзники"

Лето перед войной 1914 года было прекрасным. «Даже сам воздух был наполнен благостью», – так выразил свои ощущения один поэтически настроенный литературный господин. Парадоксально, но первые признаки войны были приняты обществом с восторгом. Патриотически настроенные юноши в грезах видели себя героями, красиво погибающими за свою страну. Журналисты писали зажигательные статьи, а издательства выпускали умилительные открытки.

Photobucket

Вот такие славные песики, символизирующие нерушимость дружбы Австро-Венгрии, Турции, Болгарии и Германии.

Общество ожидало неизбежную войну, как романтическое приключение, а возможные ранения и смерть, лишь добавляло этому приключению пикантности.

Желая служить Отечеству, вчерашние гимназисты целыми классами шли в новобранцы:
«На уроках гимнастики Канторек выступал перед нами с речами и в конце концов добился того, что наш класс, строем, под его командой, отправился в окружное военное управление, где мы записались добровольцами.
Помню как сейчас, как он смотрел на нас, поблескивая стеклышками своих очков, и спрашивал задушевным голосом: - "Вы, конечно, тоже пойдете вместе со всеми, не так ли, друзья мои?"»

«В сущности, самыми умными оказались люди бедные и простые, - они с первого же дня приняли войну как несчастье, тогда как все, кто жил получше, совсем потеряли голову от радости, хотя они-то как раз и могли бы куда скорее разобраться, к чему все это приведет».
Э.М. Ремарк (на Западном фронте без перемен).

К началу войны общественная эйфория была максимальна: «Эта последняя, быстрая и легкая война, после которой прекратятся все войны». Мир ждал только повода для драки, и он прозвучал в виде выстрела Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Франца Фердинанда.
«Убили-то, значит, Фердинанда-то нашего», – сказала служанка пану Швейку, и мир вздрогнул, набирая военные обороты.
Газеты с восторгом взвыли осуждая, негодуя и призывая. Лощеные дипломаты стран и коалиций с вежливыми улыбками зашушукались, выясняя против кого они будут дружить, а солдаты формировались в маршевые роты и рыли окопы.

Photobucket

Довольно быстро война перешла в стадию позиционной борьбы на истощение противника. Невероятное количество снарядов перебрасывалось с одной стороны фронта на другую. Дальнобойная тяжёлая артиллерия использовала снаряды больших калибров, «чемоданы», весом по 800-900 кг, от которых спастись можно было только зарывшись в землю.

Photobucket

Судя по подписи на фотографии, такие снаряды использовались под Верденом.

Photobucket

Еще один не взорвавшийся снаряд.

Photobucket

Использование таких калибров стало выдвигать жесткие требования к инженерным укреплениям. Так стали появляться блиндажи, лисьи норы, подбрустверные ниши или просто щели, в которых солдаты переживали налеты.

Photobucket

«На Западном фронте пехота укрывалась от тяжелых вражеских снарядов в глубоких укрытиях, называемых «лисьими норами», которые являлись наилучшей защитой против губительного артиллерийского огня. Солдаты, укрывающиеся в них, брали с собой свой шанцевый инструмент, чтобы в случае обвала освободить выход. Такие укрытия могли поражаться только прямым попаданием тяжелого снаряда. Но это мало утешало: при той плотности длительных артподготовок, практикуемых на Западном фронте, вероятность прямого попадания была практически стопроцентной» (А.Н. Ардашев, «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой»)

Photobucket

Подпись под фото: Солдаты, строящие свои подземные жилища» (источник http://www.filokartist.net)

В ходе войны такая конструкция траншеи постепенно развилась от простой канавы к сложному инженерному сооружению. В начальном периоде войны были случаи, когда английские солдаты под огнем окапывались при помощи штыков, так как отсутствовал шанцевый инструмент. Глубина траншеи была 30-40 см, но такие траншеи никого не могли защитить.
Постепенно окопы и ходы сообщения совершенствовались и становились настоящим произведением военно-инженерного искусства. Стенки окопов укреплялись иногда даже железобетоном, устанавливались козырьки от шрапнели и сетки против гранат. Траншеи становились все более комфортными:
«один Британский офицер хвастался в своей землянке обеденным столом, диваном и пианино»! (А.Н. Ардашев, «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой»)

Окопы тщательно маскировались от наблюдателей противника, практически сливаясь с местностью. Особенно тщательно маскировались кухни и отхожие места, по которым опытные наблюдатели могли вычислить расположение врага и корректировать огонь артиллерии.
На активных участках фронта траншеи первой линии обороны были выполнены достаточно грубо. Это объяснялось тем фактом, что шум, производимый при производстве земляных работ, мог вызвать артиллерийский или минометный огонь противника.
Кроме того, траншеи первой линии предназначались только для дозоров и пулеметных команд. Основные силы скапливались в траншеях второй линии обороны и далее.

Photobucket

в перерывах между боями. "В траншеях. Чтение новостей о войне"

Был еще один интересный момент. В отличие от немцев, которые всегда устраивались с основательно и комфортом, английское командование считало, что удобные для жизни траншеи будут «расхолаживать» солдат, которым станет жаль покидать «уютное и обжитое» место, и они неохотно пойдут в бой. На мой взгляд, это мнение зажравшихся штабистов, которые забыли, как можно «уютно» жить по пояс в холодной воде, среди крыс и трупов, потому, как траншея служила иногда и кладбищем, где в стенах выкапывали ниши, в которых хоронили тела убитых товарищей.

Photobucket

вот такой вот траншейный "уют" встречался по обе стороны от линии фронта.

В продолжение темы инженерных сооружений Первой мировой, нельзя не упомянуть о минной войне, «тихой сапе», подземных городах на реке Ипр, которые располагались на глубине 15 метров и включали в себя не только казармы, но и больницы, кузницы, кухни и даже часовни.

Photobucket

Русские солдаты с шанцевым инструментом.

В чистом поле все оставалось по-прежнему: переносная малая лопата была чуть ли не единственным инструментом спасения жизни солдата.
«Ружье, штык и лопата были признаны для пехотинца равнозначными»
(А.Н. Ардашев, «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой»)

Photobucket

Лопатки стоят сзади, прислоненные к стенке траншеи.

Еще одна фотка.

Photobucket

Подпись на фото: «В окопах против немцев. Стрельба по кавалерии».

Позади стреляющих солдат лежат лопатки, оставленные после работы. Так было удобнее: лопатка не упиралась ручкой в землю и не мешала соседу по стрелковой цепи.

Photobucket

На марше лопатку переносили по-походному: в чехле и на поясе.

Еще одна интересная открытка. «Русская пехота на марше в Галиции»

Photobucket

Лопатка, подсумки, котелки и скатки расположены штатно, а вот винтовки усталые солдаты несут совершенно по-разному, изменяя нагрузку на мышцы.

Photobucket

Стрелковая цепь перед перебежкой. Лопатка расположена штатно.
Почти все лопатки, используемые в Русской армии, – классические, на пяти заклепках, с обжимным кольцом и деревянной ручкой
.
Photobucket

Лопатки Златоустовского завода 1916-1917 г.г.

Инструмент удивительно крепкий, ухватистый и надежный. Переносили лопатку в брезентовом чехле.
Подобными лопатками были вооружены практически все солдаты союзников.

Photobucket

Вот очень интересная фотка. Показательно, что на бойце висит пятиугольная лопатка в прямоугольном, видимо, трофейном немецком кожаном чехле. К сожалению, разрешение фото не позволяет разглядеть саму лопатку, но судя по достаточно широкому обжимному кольцу – трофейная. Как версия, лопатка – австрийская, но может быть нашей «пятиуголкой». (Фото взято из Википедии).
Кстати, у солдатика присутствует и "бинокля" тоже, судя по всему, трофейная. Хозяйственный мужик, однако!

Шанцевый инструмент союзников – классическая прямоугольная лопата капитана Линнеманна.

Открытка, на которой изображены солдаты Бельгийской армии

Photobucket

На поясе пехотинца прямоугольная лопатка «сочлененная со штыком». Так же носили лопатки и в кайзеровской армии.

Photobucket

Еще одно фото бельгийских пехотинцев с лопатками.

«Бельгийская армия по численности составляла десятую часть от армии кайзера. Но эта небольшая армия продержалась почти месяц. Крепость Антверпен пала только в октябре. Во время штурма бельгийских крепостей и фортов немцам пришлось использовать всю свою тяжелую осадную артиллерию. "Маленькая храбрая Бельгия" - так называли эту страну в газетах и журналах стран Антанты».
Очень интересный текст: http://propagandahistory.ru/137/Pervaya-mirovaya--Malenkaya-khrabraya-Belgiya-na-pochtovykh-otkrytkakh

Замечательные фотографии французских пехотинцев. Лопатки расположены по-походному, на ранцах, ручками вверх.

Photobucket

Еще одно фото из той же серии.

Photobucket

Просматривая фото Первой мировой, нашел интересный текст, который иллюстрирует простую истину, что солдаты всех армий мира одинаковы:

«Целый ряд таких слов уже перебросился из траншей в обиходную французскую речь и вошел в литературный язык. Молодые солдаты последнего набора, как и столетие тому назад, называются Marie-Louise, по имени той австрийской принцессы, которая стала французской императрицей и требовала от сената призвать под знамена набор 1814 года. Обстрелянные солдаты называются poilus. "Стариков-резервистов" с полуиронической лаской именуют peperes, нечто вроде папаши. Слово marmite, горшок, служит для обозначения больших неприятельских снарядов. Пушка в 75 миллиметров называется "Евгенией", а штык носит сладковатое имя: "Розалия"».
(А.Н. Ардашев «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой»).

Те же самые «духи», «черпаки», «деды» и «дембеля». Ничего не меняется в этих наших армиях…

Photobucket

Союзники окапываются на позициях.

Очень сильное фото.

Photobucket

Траншея союзников. Французские солдаты перед обстрелом.
Маленькая лопатка сиротливо брошена. Солдатам не до нее. Они в ужасе ждут артиллерийского обстрела.

Вот как описывает налет офицер, воевавший в Первую мировую войну:
«Утро было пасмурное. Наша полевая артиллерия первая открыла огонь по висевшей высоко за немецкими окопами «колбасе» — аэростату с корзинкой, где сидел корректор-наблюдатель, дававший знать своим о малейшем нашем движении. Видно было, как близ этой «колбасы» на фоне темной тучи красиво вспыхивали ватные облачка нашей шрапнели. Немцы в ответ посылали «чемоданы».
Я никогда в жизни не забуду впечатления от разрыва этих «чемоданов». Сидишь себе в этом грязном, холодном окопе. Слышишь где-то у немцев тупой звук далекого выстрела, потом ухо улавливает звук приближающегося снаряда, режущий воздух и хрипящий звук «хрр-о-о…», где-то высоко в небе все увеличивающийся, ближе, ближе и все ниже!.. На мгновение этот звук замирает… с ним вместе замирает наш слух и наше дыхание… и затем: «тра-а-ах!» — взрыв! Трясется земля! Дух захватывает от сотрясения воздуха! Видишь огромный столб земли, дыма и огня, высоко поднявшийся к небу, разрушивший все, что было живого и неживого на месте взрыва…
Впечатление от рук, ног и прочих частей человеческого тела, разбросанных после взрыва этого снаряда, — невыносимо для человека, оставшегося в живых. Душу раздирающие крики и стоны тяжело раненных снарядом людей завершают его страшный эффект…
Правда, бывали случаи, когда разрывом «чемодана», попавшего в окоп, никто не был убит, а только потом находили иногда несколько людей, засыпанных землей, с почерневшими лицами, причем из земли торчали только руки и ноги…»
(А.Н. Ардашев, «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой мировой»)

Следующий снимок той же траншеи, но уже после налета, я приводить не стал. Разорванные человеческие тела, снятые бесстрастным объективом с той же точки, – зрелище довольно удручающее.

Надо отдать должное: наши союзники в Первой мировой войне сражались храбро. Храбрость была оценена и Государем Императором, который пожаловал Георгиевский крест крепости Верден.
Газеты писали, что с такими союзниками «нельзя не победить». А полковник лейб–гвардии Семеновского полка князь Косаткин–Ростовский написал стихи "Привет английскому солдату":

Товарищу английскому солдату
Шлет гвардия Царя свой искренний привет.
Мы верим, Бог пошлет за зло врагу отплату
И даст союзникам узнать венцы побед.

"Летопиcи войны" за июнь 1916 — февраль 1917 года.
Источник цитаты и стихов http://www.ves.lv/article/208117

Photobucket

Английские окопы после артобстрела. 1916 год. Битва на реке Сомме.

Американский солдат с малой пехотной лопатой M-10. Лопата несколько отличается от лопаты Линнеманна, в первую очередь, т-образной ручкой.

Photobucket

Второй снимок: солдат на учениях окапывается лопаткой под «огнем противника».

Photobucket

Не знаю, насколько удобна т-образная ручка и форма такой лопаты, но она использовалась американской армией почти до конца Второй мировой войны. И только в конце Второй мировой войны американские солдаты получили складные лопатки, почти полную копию немецких складных лопаток klapspaten.

Первая мировая война дала мощный толчок развитию военной техники. Колючая проволока, огнеметы, автоматы, аэропланы, подводные лодки, торпедные катера, танки, химическое оружие, тяжелая артиллерия…
Все развивалось семимильными шагами, и только скромная труженица войны, спасшая миллионы жизней, малая пехотная лопатка осталась практически без изменений.

Первая мировая война закончилась. Прежний мир был изувечен и перекроен. Исчезли огромные империи и возникли новые государства. Аннексии и контрибуции. Торжество победителей и тяжесть поражения. Огромное количество физически и психически изувеченных людей. Недолгая мирная жизнь, потому что мир уже готовился к новой войне.

Продолжение следует.

Источники:

Э.М. Ремарк (на Западном фронте без перемен).
А.Н. Ардашев «Великая окопная война. Позиционная бойня Первой Мировой»
Википедия
«Летопиcи войны» за июнь 1916 — февраль 1917 года. http://www.ves.lv/article/208117
http://propagandahistory.ru/137/Pervaya-mirovaya--Malenkaya-khrabraya-Belgiya-na-pochtovykh-otkrytkakh/
Цинкография с фото С.А.Корсакова. В издании Д.Я. Маковского "Великая война", 1916.
Источник : Керсновский А.А. История русской армии. т.4, М., 1994.
фото с сайта http://www.grwar.ru/pictures/pictures.html?id=90
Оборона Осовца http://vandeya.ru/blog/archives/260#more-260 автор В. БУНЯКОВСКИЙ. Военный историк. http://www.grwar.ru/library/Bunyakovsky/DO_02.html#ftn1b
http://www.filokartist.net
фото лопаток первой мировой из личной жабьей коллекции.

Война с точки зрения малой пехотной лопаты. Часть 1 http://zhab.livejournal.com/229963.html#comments

ваш сэр zhab
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2012-06-10 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] magic-design.livejournal.com
Очень интересный пост!

Date: 2012-06-10 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
(Невероятно спесивым выражением на жабьей морде)

патамучта талант не пропьешь!

(no subject)

From: [identity profile] mu-rena.livejournal.com - Date: 2012-06-10 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 09:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] drug-71.livejournal.com
Солидный такой обзор. Спасибо, Вадим - действительно интересно.

Date: 2012-06-10 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Рад что нравится. пол года собирал фотки, 6 часов писал пост, потом редактировал.. потом выпил водки :)
будет еще один обзор вторая мировая и навреное еще один. Посмотрю. ( если не надоем такими обзорами)

(no subject)

From: [identity profile] drug-71.livejournal.com - Date: 2012-06-10 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zyama-deadborn.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zyama-deadborn.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zyama-deadborn.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pretty-nordish.livejournal.com - Date: 2012-06-30 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-30 07:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 02:31 pm (UTC)

Date: 2012-06-10 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
thank.

:)

Date: 2012-06-10 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
спасибо, очень интересно!

Date: 2012-06-10 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
рад, что нравится! спасибо за комент!

(no subject)

From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] grumblerr.livejournal.com
Интересно пишешь.

Date: 2012-06-10 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Вот что сто грамм животворящие делают!

(no subject)

From: [identity profile] grumblerr.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] clear-moon.livejournal.com
Молодца!

Date: 2012-06-10 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-06-10 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] hewlam.livejournal.com
Интересно, да.
Мировая война под неожиданным углом

Date: 2012-06-10 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
ох, моя бы воля я бы только первой мировой и занимался. очень интересная тема.

спасибо!

Date: 2012-06-10 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-ye.livejournal.com
Не предполагал что тема лопат настолько глубокая.
Вспомнил , что мне не раз попадался достаточно плотный грунт ( последний раз под Сестрорецком ) ,
что я предпочел бы пятиугольную лопату , нежели прямоугольную .

Date: 2012-06-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
да любую железяку взять - с ней столько связано... а лопатка практически неизменна до сих пор. Вот и интересно посмотреть как миняется мир, вокруг неподвижной стоящей в центре лопатки :)

а грунт да. Потому и пятиуголки существуют до сих пор наряду с прямоугольными штыками.

Date: 2012-06-10 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] pavel-vish.livejournal.com
Сильно! Жду продолжения

Date: 2012-06-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
спасибо, будет! :)

Date: 2012-06-10 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] grebenschikova.livejournal.com
Очень интересно :)

Date: 2012-06-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Ножи тоже интересно, но по моему о них не писал только ленивый. А вот лопатку незаслуженно забыли.

(no subject)

From: [identity profile] grebenschikova.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grebenschikova.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] commentator40.livejournal.com
Интересный взгляд на войну. Спасибо.

Date: 2012-06-10 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Рад, что понравилось :)

Date: 2012-06-10 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] anderstspb.livejournal.com
Прочитал с удовольствием (...как всегда)
Молодец.

Date: 2012-06-10 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Рад, что нравится. сам понимаешь, меня надо стимулировать разными подарками в виде опаток ЗЗ !

Date: 2012-06-10 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] rafail.livejournal.com
Я не понимаю, как можно услышать звук выстрела и снаряда. Снаряд же быстрее звука летит.

Date: 2012-06-10 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
оставим это на совести автора.
В общем да, начальная скорость снаряды "большой берты" около 430 м.с cтреляла она на 14 км...
может от непрерывной канонады, человеку казалось, что о слышит выстрел, а может это был рев приближающегося снаряда...
не знаю, для того что бы знать, надо было там быть... но как то не очень хочется это проверять опытным путем.

(no subject)

From: [identity profile] rafail.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rafail.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] loki-from-if.livejournal.com - Date: 2012-06-10 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 07:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dir-for-live.livejournal.com
Здорово! И фотографии - просто блеск!

Date: 2012-06-10 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
спасибо, около полугода собирал фотки, просмотрел столько, что кажется сам побывал во всех окопах первой мировой...

Date: 2012-06-10 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tanya-ru09.livejournal.com
Вооот... Присоединяюсь к дружному хору френдов - захватывающе и интересно! И еще оценила такую редкую ныне деликатность, такое уважение к павшим, я насчет фотографии после обстрела.
И вообще, спасибо за историчесие экскурсы.

Date: 2012-06-10 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Cпасибо! Тронут коментарием!
жаль, что у нас совсем нет информации о той войне. Вот Брусиловский прорыв, неделю назад была годовщина, так никто и не вспомнил.
А мужики были героями! обидно такое отношение к истории.

(no subject)

From: [identity profile] tanya-ru09.livejournal.com - Date: 2012-06-10 03:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanya-ru09.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] arumik.livejournal.com
Хотел тебе ссылку сбросить - про лопатки и про 1-ю Мировую написано. Потом увидел, кто автор поста :)

Date: 2012-06-10 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Да? ну кто бы мог подумать :))))) Все равно спасибо!

Date: 2012-06-10 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] bull-terier.livejournal.com
молодец... зачёт

Date: 2012-06-10 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
/me протягивает зачетку

Распишитесь, профессор!

(no subject)

From: [identity profile] bull-terier.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-ye.livejournal.com
Согласен . Да и вообще иногда кажется, что современный человек не выдержит и десятой доли того , что пришлось пережить нашим прадедам...

Date: 2012-06-10 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Это верно..хотя, с другой стороны, кто их спрашивал. Одиели и кинули в мясорубку. Кто сумел, тот выжил...кто не двинулся головой, написал мемуары. А о тех кто погиб или не выдрежал, мы даже и не узнаем.

(no subject)

From: [identity profile] az-from-belarus.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 05:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] pealot.livejournal.com
Вадим, эрудиция и хороший слог (в части прозы) творят чудеса! всегда читаю твои посты с интересом и удовольствием ))
сам против войны, жаль солдатиков...

Date: 2012-06-10 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
спасибо старина, доброе слово и жабе приятно. Надо встретится наконец :)

(no subject)

From: [identity profile] pealot.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pealot.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kingowatch.livejournal.com
Энциклопедический труд! Очень интересно пишете! Жду продолжения, может чего-нибудь о моей лопате напишите - "она копала победу!"

Date: 2012-06-10 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
спасибо! а о лопатках второй мировой будет следующий пост :)

(no subject)

From: [identity profile] kingowatch.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com
Одобрительно:

Большое спасибо! Очень интересно!

Отличная статья, написанная по всем правилом, с большим профессионализмом! (Наша профессорша, которая проверяет нас на плагиат и.т.п. прониклась бы, как тщательно составлены цитаты! Слушай, а ведь ты запросто можешь по этой теме написать научную работу.)

Date: 2012-06-10 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Коль, я все таки закончил два института. Первый в СССР, где нас дрючили довольно серьезно. А второй, уже при швабоде... в век интернета, но зато юридический. И моя специализация " авторское право" Так что если я не буду ссылки на источники расставлять, мое мировозрение перевернеться :)

спасибо за добрые слова, а научный труд, кому он нужен. Предложили вот кандидатскую писать при военном институте физкультуры, так узнав что я не гражданин латвии, сразу отыграли назад.
Я так скажу, если хорошим людям, в том числе и тебе, мои посты нравятся, то я более чем доволен. Ибо мне самому тема интересна. А уж если и людям инетерсно, то совсем хорошо!
:)

(no subject)

From: [identity profile] nikolaj-s.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhab.livejournal.com - Date: 2012-06-10 04:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-10 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] winwolf.livejournal.com
Очень интересно. А первую часть я как-то пропустил, сейчас почитаю.
Такой вопрос - а зачем вообще делают прямоугольные лопатки? У них есть какие-то преимущества перед пятиугольной?

Date: 2012-06-10 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Да, они выигрывают на сыпучих грунтах, снеге, грязи. Ими можно обтесывать стенки окопа и т.д. Но проигрывают на плотных и при окапывании одной рукой. Так что оба штыка имеют право на жизнь.

Date: 2012-06-10 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] vadeemka.livejournal.com
http://depositfiles.com/files/idb8vk1fs
еще немного фото, кое-где с лопатами:)

Date: 2012-06-10 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
о! вот за сие отдельное спасибо!

Date: 2012-06-10 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kazak-ixbt.livejournal.com
Незаметные "герои" войны...
Очень интересный пост.

Date: 2012-06-10 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Рад, что нравится. Спасибо за комент!

Date: 2012-06-10 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] az-from-belarus.livejournal.com
Хорошо написано.
Спасибо.

Date: 2012-06-10 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] zhab.livejournal.com
Рад что нравится :)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

zhab: (Default)
zhab

January 2013

S M T W T F S
  12 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 25th, 2025 10:42 am
Powered by Dreamwidth Studios